Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская кадетская школа - интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева»
Визитная карточка
| Адрес: | 423100, Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан, ул. Советская, д.46 |
| Телефон: | +7(843)-962-27-82 |
| E-Mail: | Rafael.Suleymanov@tatar.ru, kadet-pu@mail.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | ГБОУ "Черемшанская кадетская школа - интернат" |
| Руководитель: | Сулейманов Рафаэль Габдулхаевич |
| Год основания учреждения: | 2008 |
| У нас учатся: | 153 |
| У нас учат: | 26 |
Новости
Профстандарт педагога: вопросов больше, чем ответов
Опубликовано: 18.01.2017|
О профессиональном стандарте педагога в последние годы говорят очень много. Но, несмотря на то что документ этот был утвержден Минфином еще в октябре 2013 года, подавляющее большинство учителей так и не поняли, что же их ожидает и к чему готовиться. Как-то разъяснить текущее положение дел была призвана всероссийская конференция, прошедшая в конце декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
|
Прежде всего организаторы мероприятия успокоили участников, сказав, что введение профстандарта было решено отложить еще на два года. Ведь это очень серьезное дело, и подготовиться к нему надо весьма тщательно. Поэтому всех присутствующих, а лучше - всех причастных к педагогическому сообществу, призвали подключиться к обсуждению стандарта и высказать свои мнения на портале
http://профстандартпедагога.рф/.
Кроме того, было еще раз подчеркнуто, что сам по себе стандарт призван повысить качество образования посредством дифференциации системы должностей в школе в зависимости от сложности выполняемых задач, ответственности и трудовой функции. Иными словами, всех педагогов поделят на три «уровня совершенства»: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Причем уровни эти будут находиться в весьма вольной зависимости от квалификационной категории и профессиональных заслуг человека, поскольку позиции старшего и ведущего учителя - это не звание, а должность.
Но это, пожалуй, самое главное, что каждый из участников конференции уяснил «на все сто». Потому что дальше было очень много вопросов и очень мало ответов.
Если речь идет о дифференциации оплаты труда в зависимости от уровня мастерства педагога, то откуда взять деньги, чтобы более достойным дать больше? Как все это будет взаимосвязано с НСОТ? Если ведущий учитель - это должность, должна ли она оплачиваться, а если должна, из каких фондов? И так далее и тому подобное...
- Введение профстандарта не предполагает каких-то дополнительных финансовых вливаний в школы, - заявил заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор московской школы №109 Евгений Ямбург. - А значит, школе придется самой решать вопросы, связанные с оплатой труда старших и ведущих учителей. Но могу вас успокоить: во-первых, профстандарт не должен никого ущемить в правах, сделать жизнь более тяжелой, понизить зарплату, во-вторых, введение его будет проходить постепенно, во избежание потрясений, чтобы люди имели возможность к этому подготовиться. А в-третьих, в идеологии профстандарта заложено главное: нельзя требовать от педагога выполнения всего того, чему его не научили. Значит, предстоит огромная работа по повышению квалификации учителей.
Но тем более странно, отмечает Евгений Ямбург, что у нас в стране немало регионов, которые успели браво отчитаться о досрочном переходе на профстандарт! Подобный административный раж очень опасен, ибо говорит о полном непонимании всей сложности процесса, а потому просто дискредитирует саму идею профстандарта. С другой стороны, не менее опасна и противоположная ситуация, когда руководители заявляют, мол, пока приказа сверху не поступит, ничего менять мы не намерены. На самом деле готовиться нужно загодя, чтобы 1 января 2019 года не стало, как это у нас нередко бывает, внезапным и ужасным потрясением.
А вот директор московского Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский придерживается диаметрально противоположных взглядов. По его мнению, профстандарт нужно вводить приказом сразу и повсеместно, нужно поставить людей перед фактом, что, хочешь или не хочешь, а выполнять нужно! Только тогда они начнут что-то делать. Иначе обсуждать можно до бесконечности, а время идет.
- Да, время идет, и все меняется с огромной скоростью! - поддержал коллегу генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», членкор РАО Александр Кондаков. - Сегодня нужно учить наперед тому, что будет через несколько лет, иначе мы постоянно будем догонять тех, кто все это давно понял и перестроил свою систему образования. Это же анекдот, что мы начали разрабатывать профстандарт в 2010 году, а внедрять его будем чуть ли не через
10 лет! Он уже морально устарел, его пора менять!
Профессор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Виктор Дронов также был довольно категоричен в своих высказываниях. Он заявил, что 90 процентов наших учителей имеют весьма смутное представление не только о профстандарте, по которому им еще предстоит работать, но даже и о ФГОС, по которым они уже работают. А коли так, считает академик, почему бы не ввести экзамен для всех учителей на знание этих документов? Ведь это тоже показатель профессионализма педагога.
Как отметил в своем выступлении заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, тут есть над чем работать.
- С 2015 года мы проводим мониторинг профессиональных компетенций учителей, - рассказал чиновник. - В этом добровольном исследовании приняли участие тысячи преподавателей истории, математики, русского языка и литературы почти из всех субъектов РФ. Мы предлагали им задания уровня ЕГЭ, а также задания повышенной сложности олимпиадного уровня. Но выяснилось, что 5 процентов учителей математики, например, не смогли решить даже квадратные уравнения!
И тут возникает еще одна весьма деликатная проблема. Поскольку профстандарт ставит цель повысить качество образования за счет повышения стимулов к профессиональному росту учителей и более справедливой оплаты труда, все это подразумевает ужесточение конкуренции. А где есть конкуренция, всегда есть повод для обид, особенно если речь идет о педагогах с их чрезвычайно ранимой душой. И как тут, скажите, накормить волков и сохранить овец, если в идеале все должны стремиться к профессиональным высотам, но не все готовы смириться с должностью «просто учителя»?
Впрочем, убежден директор московской школы №2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов, не стоит строить иллюзий, будто даже постепенный переход на новый профстандарт будет абсолютно безболезненным и никого не ущемит. Это неизбежно, более того, возможно, даже приведет к кризису, однако кризис стоит рассматривать как стимул к развитию. А безболезненно такие процессы проходить не могут по определению. Ведь если в школе появятся должности старших и ведущих учителей, и если на эти должности назначат сотрудников той же школы, высвободив их для творческой работы, кто-то будет вынужден взять их часы. Но за те же деньги, что и раньше, ибо новых финансовых вливаний, как уже было сказано, не будет. Кризис? Еще какой! И ведь придется из него как-то выходить...
Словом, «выживет сильнейший». То есть тот, кто полон сил и энергии. По мнению главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, профстандарт как новая система учительского роста рассчитан в первую очередь на молодых педагогов, которые делают первые шаги в профессии и теперь наконец понимают, каким образом может быть выстроена их траектория профессионального развития.
- С другой стороны, - предостерег редактор, - очень важно найти ответ на вопрос, почему в реальности инициатива по установлению «учительских должностей» чаще исходит не от самих учителей, а от управленцев. И что нужно сделать для стимулирования процесса достижения учителями новых вершин профессионального творчества.
Судя по разговорам в кулуарах, лучше всего было бы это сделать именно с помощью денег. Но поскольку денег школе под это дело никто не даст, придется изыскивать внутренние резервы.
http://профстандартпедагога.рф/.
Кроме того, было еще раз подчеркнуто, что сам по себе стандарт призван повысить качество образования посредством дифференциации системы должностей в школе в зависимости от сложности выполняемых задач, ответственности и трудовой функции. Иными словами, всех педагогов поделят на три «уровня совершенства»: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Причем уровни эти будут находиться в весьма вольной зависимости от квалификационной категории и профессиональных заслуг человека, поскольку позиции старшего и ведущего учителя - это не звание, а должность.
Но это, пожалуй, самое главное, что каждый из участников конференции уяснил «на все сто». Потому что дальше было очень много вопросов и очень мало ответов.
Если речь идет о дифференциации оплаты труда в зависимости от уровня мастерства педагога, то откуда взять деньги, чтобы более достойным дать больше? Как все это будет взаимосвязано с НСОТ? Если ведущий учитель - это должность, должна ли она оплачиваться, а если должна, из каких фондов? И так далее и тому подобное...
- Введение профстандарта не предполагает каких-то дополнительных финансовых вливаний в школы, - заявил заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор московской школы №109 Евгений Ямбург. - А значит, школе придется самой решать вопросы, связанные с оплатой труда старших и ведущих учителей. Но могу вас успокоить: во-первых, профстандарт не должен никого ущемить в правах, сделать жизнь более тяжелой, понизить зарплату, во-вторых, введение его будет проходить постепенно, во избежание потрясений, чтобы люди имели возможность к этому подготовиться. А в-третьих, в идеологии профстандарта заложено главное: нельзя требовать от педагога выполнения всего того, чему его не научили. Значит, предстоит огромная работа по повышению квалификации учителей.
Но тем более странно, отмечает Евгений Ямбург, что у нас в стране немало регионов, которые успели браво отчитаться о досрочном переходе на профстандарт! Подобный административный раж очень опасен, ибо говорит о полном непонимании всей сложности процесса, а потому просто дискредитирует саму идею профстандарта. С другой стороны, не менее опасна и противоположная ситуация, когда руководители заявляют, мол, пока приказа сверху не поступит, ничего менять мы не намерены. На самом деле готовиться нужно загодя, чтобы 1 января 2019 года не стало, как это у нас нередко бывает, внезапным и ужасным потрясением.
А вот директор московского Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский придерживается диаметрально противоположных взглядов. По его мнению, профстандарт нужно вводить приказом сразу и повсеместно, нужно поставить людей перед фактом, что, хочешь или не хочешь, а выполнять нужно! Только тогда они начнут что-то делать. Иначе обсуждать можно до бесконечности, а время идет.
- Да, время идет, и все меняется с огромной скоростью! - поддержал коллегу генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», членкор РАО Александр Кондаков. - Сегодня нужно учить наперед тому, что будет через несколько лет, иначе мы постоянно будем догонять тех, кто все это давно понял и перестроил свою систему образования. Это же анекдот, что мы начали разрабатывать профстандарт в 2010 году, а внедрять его будем чуть ли не через
10 лет! Он уже морально устарел, его пора менять!
Профессор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Виктор Дронов также был довольно категоричен в своих высказываниях. Он заявил, что 90 процентов наших учителей имеют весьма смутное представление не только о профстандарте, по которому им еще предстоит работать, но даже и о ФГОС, по которым они уже работают. А коли так, считает академик, почему бы не ввести экзамен для всех учителей на знание этих документов? Ведь это тоже показатель профессионализма педагога.
Как отметил в своем выступлении заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, тут есть над чем работать.
- С 2015 года мы проводим мониторинг профессиональных компетенций учителей, - рассказал чиновник. - В этом добровольном исследовании приняли участие тысячи преподавателей истории, математики, русского языка и литературы почти из всех субъектов РФ. Мы предлагали им задания уровня ЕГЭ, а также задания повышенной сложности олимпиадного уровня. Но выяснилось, что 5 процентов учителей математики, например, не смогли решить даже квадратные уравнения!
И тут возникает еще одна весьма деликатная проблема. Поскольку профстандарт ставит цель повысить качество образования за счет повышения стимулов к профессиональному росту учителей и более справедливой оплаты труда, все это подразумевает ужесточение конкуренции. А где есть конкуренция, всегда есть повод для обид, особенно если речь идет о педагогах с их чрезвычайно ранимой душой. И как тут, скажите, накормить волков и сохранить овец, если в идеале все должны стремиться к профессиональным высотам, но не все готовы смириться с должностью «просто учителя»?
Впрочем, убежден директор московской школы №2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов, не стоит строить иллюзий, будто даже постепенный переход на новый профстандарт будет абсолютно безболезненным и никого не ущемит. Это неизбежно, более того, возможно, даже приведет к кризису, однако кризис стоит рассматривать как стимул к развитию. А безболезненно такие процессы проходить не могут по определению. Ведь если в школе появятся должности старших и ведущих учителей, и если на эти должности назначат сотрудников той же школы, высвободив их для творческой работы, кто-то будет вынужден взять их часы. Но за те же деньги, что и раньше, ибо новых финансовых вливаний, как уже было сказано, не будет. Кризис? Еще какой! И ведь придется из него как-то выходить...
Словом, «выживет сильнейший». То есть тот, кто полон сил и энергии. По мнению главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, профстандарт как новая система учительского роста рассчитан в первую очередь на молодых педагогов, которые делают первые шаги в профессии и теперь наконец понимают, каким образом может быть выстроена их траектория профессионального развития.
- С другой стороны, - предостерег редактор, - очень важно найти ответ на вопрос, почему в реальности инициатива по установлению «учительских должностей» чаще исходит не от самих учителей, а от управленцев. И что нужно сделать для стимулирования процесса достижения учителями новых вершин профессионального творчества.
Судя по разговорам в кулуарах, лучше всего было бы это сделать именно с помощью денег. Но поскольку денег школе под это дело никто не даст, придется изыскивать внутренние резервы.
Источник: Сайт "УГ"
К списку новостей













