• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423652, Республика Татарстан, Менделеевский муниципальный район, г. Менделеевск, ул М.Горького, д.3В
Телефон: +7(855)-492-16-50
E-Mail: S2.Men@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ №2"
Руководитель: Яковлев Михаил Петрович
Год основания учреждения: 1896
У нас учатся: 206 учащихся
У нас учат: 22 учителя

Новости МБОУ "СОШ №2"

Разговоры о важном "Россия - мировой лидер атомной отрасли"

Опубликовано: 24.10.2022

24 октября 2022 года традиционно начался с выноса флагов Российской Федерации и Республики Татарстан и исполнения гимнов. Сегодня выпала честь вынести флаги ученикам 8 класса Бажановой А. и Кормильцевой П. После линейки у учащихся началось очередное занятие внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который был посвящен теме "Россия - мировой лидер атомной отрасли". Младшим школьникам рассказали об атомном ледокольном флоте и развитии Северного морского пути. Их познакомят с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути. Занятие призвано сформировать чувство гордости за свою страну и соотечественников, бережное отношение к природным богатствам страны. Оно будет проходить 30 минут в форме эвристической беседы, а начался с погружения в игровой сюжет. Учитель предложила отправиться в воображаемое путешествие, рассказала, что, несмотря на суровый климат, Арктика — очень значимый и перспективный регион. С ребятами побеседовали о природных условиях Арктики, ее обитателях, об особенностях транспортного сообщения.

При знакомстве с Северным морским путем дети получили представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера. Их познакомили с теми, кто внес вклад в исследование и прокладывание этого пути. В настоящий момент эта морская трасса имеет не только всероссийское, но и мировое значение. С развитием ледокольного флота увеличивалось количество судов, проходящих этим маршрутом, увеличивался и объем перевозимых грузов. Сейчас, когда Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, развитие Северного морского пути идет наиболее высокими темпами. Занятие завершилось обсуждением полученных знаний.

3-4 классы на занятии узнали, что Арктика – самая северная и достаточно обширная часть нашей страны, которая занимает около 18% всей территории России. Большая часть Арктики устлана ледниками. Толщина вечной мерзлоты там может достигать полутора тысяч метров, а океан покрыт льдами толщиной до 5 метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли. Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето — около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга, и температура опускается до минус 50 градусов.

Несмотря на суровые условия арктических земель, их продолжают осваивать. Это крупнейший район по добыче нефти, алмазов и золота. Край богат железными рудами и углем, пушниной и лесом. Много отважных первопроходцев, талантливых ученых, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои жизни изучению русской Арктики, ее развитию: строительству городов и дорог, разведке полезных ископаемых, прокладке безопасных маршрутов в бесконечной снежной пустыне.

Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Он получил название Северного морского пути. Семен Дежнев и Витус Беринг — это путешественники, которые в разные годы первыми исследовали Северный морской путь. Витус Беринг впервые показал, что из Северного Ледовитого океана можно попасть в Тихий через пролив. За это в честь Витуса Беринга пролив и назвали Беринговым. Позднее свои имена в освоение Северного морского пути вписали такие исследователи, как Георгий Седов, Фердинанд Врангель, Отто Шмидт, Степан Макаров, Георгий Брусилов. Сейчас – это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны. Северный морской путь обеспечивает освоение региона Арктики и международную торговлю.

Первые северные экспедиции совершались на простых деревянных парусных судах. С развитием технологий стали появляться ледоколы, способные проходить сквозь толщи льда. Они сначала работали на паровых двигателях. Потом появились дизель-электрические ледоколы и атомные ледоколы. Основная часть атомного ледокола — атомный реактор, который дает судну энергию для движения. В недрах Земли содержится редкий металл — уран. В 30-е годы ХХ столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии. Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе. В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Детям подробно рассказали о существующих российских ледоколах.

5-7 классам рассказали, что обычно Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен: здесь есть и пустыни, и реки, и даже вулканы. За долгие годы исследований региона ученые обнаружили в Арктике пять активных вулканов. Самым необычным считается подводный грязевой вулкан Хаакон Мосби, находящийся на дне Баренцева моря между побережьем Норвегии и островом Медвежий. В отличие от привычных нам вулканов, он извергает не лаву, а грязь и метан.

Еще в арктической зоне есть три подводных хребта: Колбейнси Ридж в Исландии, хребет Ломоносова, протянувшийся от Канадского Арктического архипелага до Новосибирских островов, и хребет Гаккеля между оконечностью Гренландии и морем Лаптевых. Ребята узнали о флоре и фауне этих территорий, об ученых и исследователях, о Северном морском пути и ледоколах.

Для 8-9 классов прошло в форме беседы с элементами деловой игры. Детям предложили представить себя в роли министров, от решений и внимательности которых зависит благополучие целого региона. Школьники проработали программы развития Арктики по разным направлениям отметили проблемы, которые требуют решения – затем каждое министерство предложит свою программу.

Представив себя министрами экономразвития, подростки предложить такую организацию добычи полезных ископаемых в Арктике, чтобы ее стоимость не превышала стоимость ресурсов. Также все разработки необходимо обеспечить квалифицированными кадрами. Ребятам продумали транспортное сообщение для поставки оборудования и вывоза ископаемых, а также предложили развитие социальной инфраструктуры, создание рабочих мест, программы стажировки и меры поддержки для переехавших в Арктику. Детям также рассказали о Северном морском пути и ледоколах. Завершился урок викториной.

10-11 классы познакомились с историей появления ледоколов, получили информацию об особенностях атомных судов, о работе Росатомфлота. Его немаловажная задача — содействие в изучении Арктики и Северного Ледовитого океана в рамках научных экспедиций. Детям приведут несколько примеров из жизни «Атомфлота» в 2021 году. В частности, сопровождение в сверхпозднем рейсе газовоза «Кристоф де Маржери», который прошел по Северному морскому пути в январе-феврале. Раньше в это время сжиженный природный газ (СПГ) по Севморпути не транспортировали, а доставляли южными маршрутами.

Дети также узнали о вызволении застрявших во льдах Северного морского пути 24 грузовых судов. Из-за резко изменившихся погодных условий грузовые суда не могли продолжить путь и дрейфовали в водах Севморпути в ожидании помощи. Ледоколы «Атомфлота» проделали огромную и напряженную работу. 20 ноября ледокол «Вайгач» завершил транзитную проводку пяти теплоходов из Певека до мыса Дежнева и отправился обратно. В Певеке он возглавил караван из трех судов. В районе Новосибирских островов освободил изо льдов еще пять. На финальном этапе «Вайгач» передал проводку «Таймыру». Эти проводки уникальные: обычно ледокол ведет за собой одно судно (максимум два), в этот раз пришлось вести пять, а потом и восемь судов. Теперь «Атомфлот», владельцы судов и грузов и многие другие внимательно следят, чтобы такая ситуация не повторилась.

Со старшеклассниками также поговорили о профессиях, связанных с атомным ледокольным флотом, и компетенциях, которыми должны обладать такие специалисты.

Кече яшьтәге укучыларга атом боз бозу Флоты һәм Төньяк диңгез юлы үсеше турында сөйләделәр. Алар Россия Арктикасының үзенчәлекләре һәм Төньяк диңгез юлының мәгънәсе белән танышачаклар. Дәрес үз илең һәм ватандашларың өчен горурлык хисе, илнең табигый байлыкларына сак караш формалаштырырга тиеш. Ул эвристик әңгәмә формасында 30 минут дәвам итәчәк, ә уен сюжетына чумудан башланды. Укытучы хыялый сәяхәткә барырга тәкъдим итте, Арктиканың бик әһәмиятле һәм перспективалы регион булуын әйтте. Балалар белән Арктиканың табигый шартлары, анда яшәүчеләр, транспорт элемтәсе үзенчәлекләре турында сөйләштеләр.


Источник: Администрация школы

К списку новостей