Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №72 «Антошка» / Яр Чаллы шәһәренең "Антошка 72 нче балаларның танып-белү-сөйләм үсешен өстенлекле гамәлгә ашыручы гомүмүстерешле балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
| Адрес: | Республика Татарстан, 423821 г. Набережные Челны, п-т Сююмбике, д. 76(24/07) |
| Телефон: | +7(885)-254-46-61 |
| E-Mail: | sad0072@mail.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №72 "Антошка" |
| Руководитель: | Альмухаметова Ландыш Гилемяновна |
| Год основания учреждения: | 1976 |
| У нас учатся: | 284 воспитанника |
| У нас учат: | 20 педагогов |
Закаливание детей
1. Закаливание
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут бытьдеревенские бани с парными и «снежными» ваннами. Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий,направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма квредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такаяустойчивость может быть достигнута только в результате систематическойтренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации. Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируютсянервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям.Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют насосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. Впомещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимумдля детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С цельюэффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха впомещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельностидетей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурныезанятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – болеетеплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спатьпри открытой форточке, завешенной марлей. Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одеждадолжна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигатьсябез затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняныхтканей. Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребываниеребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительноезначение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонуснервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно –сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез. Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупностипродолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сонна свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению,наблюдается редко и в городах и в поселках. Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детейсоставляет постепенное снижение температуры воздуха от + 200 до + 100 сразной длительностью пребывания детей в облегченной одежде. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательноезакаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется многотемпературных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистойоболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутреннимиорганами. Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрятьэто. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определеннуюпоследовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком поковрику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срокувеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве налесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходитьбосиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такиестрахи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную иизнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – послепрогулок босиком вымыть ноги с мылом. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальныхтемпературных воздействий и процедур. Основные принципы их правильногоприменения должны знать все родители: систематичность и последовательность;учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических иэмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедурыпроводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природныхфакторов и климатогеографических условий. По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, чтоснижает ее эффективность. Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастныхвоздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. Вдомашних условиях эта процедура выглядит следующим образом. Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открываетфрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-140. Одновременно всоседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220.Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который втрусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногуперебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут.Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепеннымувеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в однойиз комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторыс регулируемой температурой воздушного потока. Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневнымпрогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, кпродолжительным охлаждениям и перегреваниям. Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – присоблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающиемногосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значениесостоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямыхсолнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма кпростудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, чтовоздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотяу детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем неменее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как этоприсуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря),возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары. Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а такжесветловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуревоздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 днейдлительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее ичередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море синтервалами в 15-20 минут. Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх илизанимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкаяшапочка. Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем изимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающеевлияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах. Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода,теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду такжеприменяют с древнейших времен. Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные.К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым –умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными длязакаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмываниестоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин),а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой. Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любятиграть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостныеэмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водныепроцедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой.Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо. Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливаниеног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством являетсякупание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 летпри температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220. Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуютспециальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре.Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередномпогружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-360 и 18-200). Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душатакова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой(380) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды снижают на 2-30,а время ее действия сокращают до 15-20 секунд. Далее такие чередованияприемов теплого и прохладного душа повторяют 2-3 раза. В первых процедурахтемпературу воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через3-4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30-40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3-40 и так постепенно втечение 3-3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной водыдоводят до 200 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и 18-200).После каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительнуюценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннеговозраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимаяутомление и повышая работоспособность. Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране,также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они дляих здоровья? Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всейочевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская саунапомогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников.Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться болеещадящий режим, особенно при первых посещениях. Так, температура в парилкедолжна быть в пределах 650 для дошкольников, 750 – для младших школьников.Соответственно время нахождения в ней – 5-7 минут. За одно посещениеребенок может побыть в парной 2-3 раза, чередуя посещение с приемамипрохладного (20-250) душа в течение 20-30 секунд. По мере повторенияпроцедур температуру воздуха в парилке можно увеличить до 800, а времяпребывания в ней – до 7-8 минут. Дети старшего школьного возраста могутнаходиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь на нижней полке и всеже меньше времени, чем они. Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьямиребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве смедиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание сталообязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.










