• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №72 «Антошка» / Яр Чаллы шәһәренең "Антошка 72 нче балаларның танып-белү-сөйләм үсешен өстенлекле гамәлгә ашыручы гомүмүстерешле балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, 423821 г. Набережные Челны, п-т Сююмбике, д. 76(24/07)
Телефон: +7(885)-254-46-61
E-Mail: sad0072@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №72 "Антошка"
Руководитель: Альмухаметова Ландыш Гилемяновна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 284 воспитанника
У нас учат: 20 педагогов

Закаливание детей

1. Закаливание

    Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в   глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось   в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских»,   условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в   холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.    В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут бытьдеревенские бани с парными и «снежными» ваннами.     Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий,направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма квредным для   здоровья   метеорологическим   и   другим   факторам.   Такаяустойчивость может быть достигнута только в результате систематическойтренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.    Что происходит в организме при закаливании?   Прежде всего, тренируютсянервные   окончания,   чувствительные    к    температурным    воздействиям.Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют насосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.     Закаливание может проводиться с помощью   окружающего   воздуха.   Впомещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимумдля детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С цельюэффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру   воздуха   впомещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельностидетей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурныезанятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – болеетеплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спатьпри открытой форточке, завешенной марлей.   Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одеждадолжна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигатьсябез затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняныхтканей.   Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребываниеребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее   и   оздоровительноезначение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонуснервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно –сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.    Прогулки дошкольников и младших школьников должны в   совокупностипродолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сонна свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению,наблюдается редко и в городах и в поселках.    Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания   детейсоставляет постепенное снижение температуры воздуха от + 200 до + 100 сразной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.   С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательноезакаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется многотемпературных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистойоболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутреннимиорганами.   Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрятьэто. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать   определеннуюпоследовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком поковрику или одеялу в течение   нескольких   минут.   Потом   этот   срокувеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве налесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходитьбосиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такиестрахи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную иизнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – послепрогулок босиком вымыть ноги с мылом.    Эффективность закаливания возрастает при использовании   специальныхтемпературных воздействий и процедур. Основные принципы их правильногоприменения должны знать все родители: систематичность и последовательность;учет   индивидуальных   особенностей   ребенка,   его   физиологических    иэмоциональных реакций   на   процедуру;   состояние   здоровья   (процедурыпроводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природныхфакторов и климатогеографических условий.   По традиции, закаливание связывают с адаптацией только  к холоду, чтоснижает ее эффективность.   Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастныхвоздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. Вдомашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.   Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открываетфрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-140. Одновременно всоседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220.Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который втрусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногуперебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут.Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепеннымувеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в однойиз комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторыс регулируемой температурой воздушного потока.   Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневнымпрогулкам повышает устойчивость организма   ребенка   к   сквознякам,   кпродолжительным охлаждениям и перегреваниям.   Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – присоблюдении   правил   их   выполнения   –   солнечные   ванны,    обладающиемногосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значениесостоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямыхсолнечных лучей погибают), в  повышении сопротивляемости   организма   кпростудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать,   чтовоздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотяу детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у  взрослых, тем неменее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как этоприсуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря),возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.    Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а такжесветловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуревоздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 днейдлительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а   позднее   ичередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море синтервалами в 15-20 минут.   Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх илизанимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкаяшапочка.   Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем изимнее солнце оказывает благотворное   оздоровительное   и   закаливающеевлияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.   Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является   вода,теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду   такжеприменяют с древнейших времен.   Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные.К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым –умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными длязакаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмываниестоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин),а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.    Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любятиграть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостныеэмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водныепроцедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой.Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.    Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливаниеног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной.    Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством являетсякупание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 летпри температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.   Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуютспециальной подготовки детей к этой сильной   закаливающей   процедуре.Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередномпогружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-360 и 18-200).   Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душатакова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой(380) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды снижают на 2-30,а время ее действия сокращают до 15-20 секунд. Далее такие чередованияприемов теплого и прохладного душа повторяют 2-3 раза. В первых процедурахтемпературу воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через3-4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30-40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3-40 и так постепенно втечение 3-3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной водыдоводят до 200 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и 18-200).После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.    Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую   и   оздоровительнуюценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннеговозраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимаяутомление и повышая работоспособность.   Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране,также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они дляих здоровья? Опыт многих   стран,   особенно   Скандинавских,   со   всейочевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская саунапомогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников.Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться болеещадящий режим, особенно при первых посещениях. Так, температура в парилкедолжна быть в пределах 650 для дошкольников, 750 – для младших школьников.Соответственно время нахождения в ней – 5-7 минут. За одно посещениеребенок может побыть в парной 2-3 раза, чередуя посещение с приемамипрохладного (20-250) душа в течение 20-30 секунд. По мере повторенияпроцедур температуру воздуха в парилке можно увеличить до 800, а времяпребывания в ней – до 7-8 минут. Дети старшего школьного возраста могутнаходиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь на нижней полке и всеже меньше времени, чем они.   Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьямиребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве смедиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание сталообязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.