• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №66" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423582, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, пр.Химиков, 93А
Телефон: +7(855)-539-00-53
E-Mail: dc-66@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №66" НМР РТ
Руководитель: Заянова Венера Ханифовна
Год основания учреждения: 1986
У нас учатся: 227
У нас учат: 20

"Культура речевого общения"

«Развитие речи и речевого общения дошкольников».

 

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека. А.П. Чехов утверждал, что «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Современные средства массовой коммуникации далеко не всегда являются образцом хорошей устной и письменной речи. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что некоторые печатные издания и каналы телевидения оказывают негативное влияние на речевое развитие подрастающего поколения.

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношения «режут слух».

Взрослым нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Не привлекателен язык, в котором пестрят междометия: «ага», «ого» и другие.

В дошкольном учреждении воспитанники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение, то есть понимание речи и активная речь развиваются постепенно. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Так, на первом году жизни малыш отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. В таком общении закладываются основы будущей речи. Если к 1,5 годам ребенок использует в активной речи около 100 слов, то к двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но главное событие в развитии речи заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка сидит», «машина едет» и прочие.

Современные исследователи правильность речи соотносят с речевой грамотностью. Давайте для примера рассмотрим употребление некоторых глаголов в соответствии с нормами литературного языка. Например, надеть – одеть.

Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или по отношению к другому лицу: надеть пальто, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку.

Глагол одеть обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

 

 

Следующий глагол есть – кушать.

Слово кушать в русском языке не употребляется в форме 1 лица (не говорят: я кушаю, мы кушаем; желательно – я ем, мы едим). В 3-м лице этот глагол употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки, при вежливом приглашении к еде (кушайте, пожалуйста). Таким образом, каждое слово содержит в себе определенный смысл, поэтому нужно стараться точно и осторожно подбирать слова. Один автор написал о значении слов:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно войска за собой повести».

Наверное, это вполне оправданно. И еще, вашему вниманию предлагаем стихотворение, в котором можно проследить насколько каждое слово содержательно.

«Жизнь в 100 словах».

- Колыбель. Пеленки. Плач. Слово. Шаг. Простуда. Врач. Беготня. Игрушки. Брат. Двор. Качели. Детский сад. Школа. Двойка. Тройка. Пять. Мяч. Подножка. Гипс. Кровать. Драка. Кровь. Разбитый нос. Двор. Друзья. Тусовка. Форс. Институт. Весна. Кусты. Лето. Сессия. Хвосты. Пиво. Водка. Джин со льдом. Кофе. Сессия. Диплом. Романтизм. Любовь. Звезда. Руки. Губы. Ночь без сна. Свадьба. Теща. Тесть. Капкан. Ссора. Клуб. Друзья. Стакан. Дом. Работа. Дом. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима. Сын. Пеленки. Колыбель. Стресс. Любовница. Постель. Бизнес. Деньги. План. Аврал. Телевизор. Сериал. Дача. Вишни. Кабачки. Седина. Мигрень. Очки. Внук. Пеленки. Колыбель. Стресс. Давление. Постель. Сердце. Почки. Кости. Врач. Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

В общении с детьми полезными будут упражнения на подбор определения к тому или иному слову или синонимов, т.е. близких по значению слов. При этом нет необходимости употреблять сами термины. Ребенку можно назвать слово и спросить: «Каким словом его заменить, чтобы смысл не изменился?»

У ребенка в процессе общения необходимо формировать правильное звукопроизношение, использование ударений, регулирование темпа речи, громкости и т.д. С этой целью широко можно применять скороговорки.

Мы затронули только некоторые моменты развития речи воспитанников. Только в благоприятной речевой среде можно сформировать речевую культуру подрастающего поколения. Роль родителей в данном случае очень велика. Ведь речь человека – это великое чудо. Без языка человек вообще перестает быть человеком. Совершенствуйте свою речь и больше общайтесь со своими детьми.