• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Управление дошкольного образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (в том числе муниципальное бюджетное учреждение "Центр дошкольного образования" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан)

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 6
Телефон:
E-Mail: udo.nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Руководитель: Андрианова Светлана Анатольевна

КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Татарстан

Утверждена

Указом Президента

Республики Татарстан

от «03 »июля 2008 года №УП- 312

КОНЦЕПЦИЯ

государственной национальной политики Республики Татарстан

Концепция государственной национальной политики Республики Та­тарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную со­вокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, граждан в Республике Татарстан в сфере этнического развития и межнациональных от­ношений.

Согласно Концепции, объектом государственной национальной полити­ки является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной националь­ной политики Республики Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потреб­ностей представителей каждого народа, проживающего на территории респуб­лики.

Концепция строится на основе двух правовых составляющих: феде­ральной и республиканской, с учётом общепризнанных принципов и норм международного права: «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы (1950 г.), «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1966 г.), «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), «Декларации о правах лиц, при­надлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Организации Объединённых Наций (1992 г.) и «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» Совета Европы (1995 г.).

Федеральная составляющая включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-купътурной автономии», Федеральный за­кон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также Концеп­цию государственной национальной политики Российской Федерации, ут­вержденную Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной полити­ки Российской Федерации».

Республиканская составляющая включает в себя: Конституцию Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» и За­кон Республики Татарстан от 11 октября 2004 г. 52-ЗРТ «О6 утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изуче­нию и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы».

Важной составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утверждённый Феде­ральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

Концепция опирается на осознание исторических традиций представи­телей проживающих в республике народов, природно-климатических и есте­ственно-экономических условий, социально-психологических и культурно-бытовых особенностей их жизни, геополитического и национального окруже­ния, опыта взаимоотношений с соседями. Она отражает этноисторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в Республике Татар­стан.

Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, по­литической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этно­культурного взаимообогащения представителей проживающих в республике "на­родов. Она призвана служить ориентиром для всех ветвей власти, органов ме­стного самоуправления и общественных организаций в деле решения задач на­ционального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспе­чения конституционных прав человека и гражданина, выработки и реализации целевых проектов и программ, затрагивающих сферу государственной нацио­нальной политики.

 

I. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития межнациональных отношений в Республике Татарстан

 

Татарстан, в соответствии со своей Конституцией, является демократиче­ским правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Его внешние связи и внутренняя политика в значительной степени нацелены на решение национальных вопросов, организацию полноценной национальной жизни в республике и содействие национальному прогрессу за её пределами.

Государственная национальная политика Республики Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Та­тарстан как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющим многонациональный народ респуб­лики.

Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций пред­ставителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к  представителям всех остальных народов, проживающих на территории рес­публики.

Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представ­ления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя со­держание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем, специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарста­на сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обу­словливает необходимость осуществления государственной национальной по­литики с учётом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная нацио­нальная политика Республики Татарстан включает в себя в той или иной степе­ни вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультур­ного достояния всего татарского народа.

Большое влияние на становление и развитие многонационального наро­да Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценност­ные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современ­ной России вопросы этнокультурного развития представителей русского наро­да являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан.

Помимо представителей татарского и русского народов, территория со­временного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, также нуждающихся в соответствующем государственном обеспечении своих этнокультурных и национально-образовательных потребно­стей через соответствующие институты и учреждения.

Кроме этого, заметное влияние на формирование и реализацию госу­дарственной национальной политики республики оказывает наличие множест­ва диаспор расселённых на её территории диаспор других народов, что име­ет отношение, главным образом, к крупным населённым пунктам республи­ки.

Все эти обстоятельства в совокупности учитываются в процессе раз­работки и реализации государственной национальной политики Республики Татарстан.

 Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Рес­публике Татарстан проживают представители 115 национальностей. Из 3,78 миллионов человек 52,9 % населения составляют татары, 39,5 % - русские. В совокупности эти две национальности, чьи языки в Республике Татарстан яв­ляются государственными, образуют абсолютное большинство (92,4 %) её на­селения.

Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана прожи­вают 126,5 тысяч (3,3 %) чуваш, 24,2 тысячи (0,6 %) удмуртов, 23,7 тысяч (0,6 %) мордвы, 18,8 тысяч (0,5 %) марийцев и 14,9 тысячи (0,4 %) башкир, кото­рые в совокупности составляют 5,4 % населения Татарстана. Издавна населя­ют республику украинцы - 24 тысячи человек (0,6 %), белорусы - 6,1 тысячи (0,2 %), евреи - 3,5 тысяч (0,1 %), немцы - 2,9 тысяч (0,08 %), поляки - 620 человек (0,02 %) и другие,

В последние десятилетия, в результате активизировавшихся миграцион­ных процессов, в Татарстане сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из бывших союзных респуб­лик (азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи, грузины, молдаване, туркмены), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации, а также из дальне­го зарубежья (турки, вьетнамцы, арабы и другие). Около тридцати народов представлены весьма незначительно - меньше десяти человек.

Нынешнее состояние межнациональных отношений в Республике Татар­стан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеда­ний.

Исторически на территории современного Татарстана сложился позитив­ный характер этноконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве прогрессивных традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовать влияние негативных национал-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремиз­ма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

Подъём в конце 1980-х-начале 1990-х гг. национального самосознания, связанный с общей либерализацией государственной и общественной жизни, привёл к усилению процессов этнокультурного возрождения представителей проживающих в Татарстане народов. В этих условиях проблемы, связанные с обеспечением паритетности функционирования государственных языков рес­публики, культурно-духовным развитием представителей различных народов, гармонизацией межнациональных отношений, приобрели в Татарстане новое звучание.

На сегодняшний день в Татарстане сложилась определённая система взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значи­тельная роль отводится органам государственной власти и общественным эт­нокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия, способствующие возвращению и строительству культовых объектов традици­онных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрож­дения общества. В этих условиях в Татарстане возрастает понимание необхо­димости дальнейшего усиления политики многокультурности, как важнейше­го условия социально-политического объединения и развития представителей проживающих в республике народов.

Вместе с тем, трансформация этнической структуры населения респуб­лики в сторону её усложнения, переход к новым формам экономики, иным со­циальным и общественно-политическим условиям создали целый ряд акту­альных проблем, среди которых - адаптация мигрантов, складывающееся со­циально-экономическое неравенство между представителями различных наро­дов и проявление различий в доступе людей разных национальностей в соци­ально-политическую сферу. Одновременно на них накладываются процессы глобализации, для которых характерны противоречивые тенденции взаимо­действия локальных и глобальных культурных ценностей.

 

П. Основополагающие принципы государственной национальной политики Республики Татарстан

 

К основополагающим принципам государственной национальной поли­тики Республики Татарстан относятся:

-   признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объедине­ниям;

-  соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое само­определение, то есть определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национально­сти без всякого принуждения;

-  удовлетворение этносоциальных, культурно-бытовых, религиозных и духовно-нравственных потребностей граждан без предъявления любых усло­вий;

-  исключение любых форм ограничения прав граждан по признакам расо­вой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;

-  равноправное участие представителей всех народов в решении вопро­сов государственного устройства и регулирования общественной жизни;

-   гарантия прав различных этнических и этноконфессиональных групп;

-   содействие развитию национальных культур и языков, сохранению тра­диционного жизненного уклада, народных промыслов и ремёсел, обычаев и обрядов;

-   бережное отношение к историческому наследию и национальному дос­тоянию народов;

-   защита национального достоинства и чести личности независимо от эт­нической принадлежности;

-   взаимодействие органов государственной власти и общественных ор­ганизаций Татарстана с представителями татарских диаспор за пределами рее- публики и участие в решении их этнокультурных проблем на уровне государ­ственных и неправительственных организаций;

- обеспечение свободы общения и всесторонних контактов проживающих в Татарстане представителей национальных диаспор с их исторической родиной и соплеменниками в других странах;

-  мирное разрешение на правовой основе этнических и конфессиональ­ных конфликтов;

-  запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, на­циональной и религиозной розни, ненависти или вражды к другим народам и представителям других религий;

-  открытость и гласность национальной политики Республики Татарстан;

-  оптимизация договорных отношений в рамках федеративного устрой­ства России;

-  сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере реализа­ции государственной национальной политики и решении проблем соотечест­венников;

-  признание культурного, экономического и иного вклада мигрантов в развитие Республики Татарстан.

 

ІІІ. Цель и задачи государственной национальной политики Республики Татарстан

 

Целью государственной национальной политики Республики Татарстан является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, культурно-бытовых, духовно-нравственных и иных условий для цивилизованного развития и жизнедеятельности представителям всех на­родов, в совокупности составляющих многонациональный народ республики.

В связи с этим задачами государственной национальной политики Рес­публики Татарстан являются:

-  укрепление государственности Татарстана, обеспечение всестороннего развития республики, реализация её представительства на межрегиональном, общероссийском и международном уровнях;

-  обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике и формирование на основе всестороннего и гармоничного этно­культурного развития у представителей проживающих в Татарстане народов ценностей татарстанского согражданства как составной части единого обще­российского гражданства;

-  совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных  прав представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан;

-  содействие национально-культурному развитию представителей всех проживающих в Республике Татарстан народов: возрождение их языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни, народных промыслов и ремёсел;

-  позиционирование Татарстана как исторического, духовного и этно­культурного центра всего татарского народа, создание условий для интеллекту­альной, экономической и иной консолидации российских и зарубежных татарских диаспор;

-  содействие в создании и функционировании национальных обществен­ных организаций;

-  упрочение межнациональной дружбы, мира и согласия;

-  профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфес­сиональной почве;

-  содействие развитию сотрудничества представителей проживающих в Республике Татарстан народов и их общественных организаций с историче­ской родиной и аналогичными образованиями в других странах и субъектах Российской Федерации;

-  обеспечение оптимального функционирования национальных средств массовой информации как инструмента формирования этнического самосозна­ния, воспитания уважения к другим народам и налаживания межнационально­го и межконфессионального сотрудничества;

-  создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их опти­мальной интеграции в общество в Республике Татарстан.

Цель и задачи государственной национальной политики Республики Татарстан реализуются органами государственной власти Республики Татар­стан, органами местного самоуправления в рамках государственной нацио­нальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральны­ми органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также общественными объединениями в Республике Татарстан.

IV. Основные направления государственной национальной политики

Республики Татарстан

 

Реализация государственной национальной политики Республики Татар­стан строится на основе создания оптимальных условий и механизмов для эф­фективного решения этнокультурных задач, участия в формировании и обес­печении которых принимают органы государственной власти и местного са­моуправления, этнокультурные организации и отдельные граждане.

Органы государственной власти принимают законы и издают подза­конные акты, регулирующие национальные и религиозные отношения, разра­батывают программы этнокультурного развития, обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их, выполнение.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают ус­ловия для участия в реализации государственной национальной политики общественных организаций и отдельных граждан, оказывают содействие дея­тельности благотворительных структур и частных лиц, заинтересованных и участвующих в развитии культур народов, проживающих в Республике Та­тарстан.

Деятельность в области реализации государственной национальной политики охватывает следующие направления:

1) в государственно-правовой сфере:

- осуществление прогнозирования и государственного регулирования процессов национальной жизни;

- совершенствование политико-правовой базы государственной нацио­нальной политики Республики Татарстан;

- создание условий для полноценного участия граждан всех националь­ностей (как лично, так и через различные общественные и национально-культурные объединения) во:всех сферах общественной жизни республики;

- координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, наце­ленных на осуществление национальной политики и гармонизацию межна­циональных и межконфессиональных отношений;

- организация взаимодействия и конструктивного сотрудничества госу­дарственных и негосударственных институтов по возрождению, сохранению и развитию духовной и материальной культуры, традиционного уклада жизни, семейных институтов и образования;

- организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по развитию этнических культур, совершенствованию межнациональных отношений, государственных языков Республики Татарстан и родных языков представителей народов, про­живающих в республике, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;

- контроль за соблюдением законодательства о защите прав человека, на­циональной чести и достоинства граждан;

- предупреждение и разрешение возможных споров, претензий, проти­воборства конфликтующих сторон на основе выработки согласительных про­цедур, принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- принятие мер в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, а также законодательством Российской Федерации и Республики Татарстана в отношении лиц и организаций, включая средства массовой информации, разжигающих национальную рознь, оскорб­ляющих национальные чувства граждан, способствующих насаждению экс­тремистской психологии.

2) в социально-экономической сфере:

- согласование республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития с целью и задачами государственной национальной политики Республики Татарстан;

- содействие в удовлетворении экономических потребностей националь­ных общин и их членов в соответствии с их традиционной хозяйственной заня­тостью и сложившимся укладом жизни;

- поддержка в возрождении и развитии народных промыслов и ремёсел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного твор­чества;

- содействие развитию частной и общественной инициативы в сфере производства национальной утвари, предметов обихода, костюмов, обрядо­вых украшений, сувениров и изделий искусства народных умельцев;

- учёт интересов, опыта ведения традиционных форм хозяйства нацио­нальных групп при разработке перспективных планов, проектов и программ экономического развитая Республики Татарстан;

- укрепление потенциала взаимовыгодного экономического сотрудниче­ства предприятий Татарстана с регионами компактного проживания соотече­ственников;

- создание и восстановление национально-культурных, социально-бытовых и культовых объектов, их благоустройство и общественное исполь­зование;

- совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в местах ком­пактного проживания представителей разных народов с целью выравнивания уровня жизни различных этнических групп населения;

- создание условий, способствующих вовлечению представителей нацио­нальных общин в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющихся их исторической родиной;

- содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание торговых домов представителей проживающих в Республике Татарстан наро­дов, организация предпринимательских посреднических центров и культурных коммерческих объектов.

3) в духовно-культурной, информационной и научной сферах:

- развитие и укрепление идей духовного единства, дружбы и сотрудниче­ства народов;

- создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на родных языках в зависимости от по­требностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;

- создание условий для деятельности в республике профессиональных и народных художественных коллективов, представляющих культуры прожи­вающих в Республике Татарстан народов;

- сохранение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного наследия представителей народов, проживающих на территории Татарстана, развитие краеведения и музейного дела, популяризация знаний об истории и   культуре, взаимовлиянии и взаимодействии представителей проживающих в Татарстане народов;

- содействие созданию национально-культурных центров в местах ком­пактного проживания соотечественников за пределами Татарстана;

- поддержка деятельности национально-культурных объединений в реа­лизации их культурных программ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;

- оказание содействия в возвращении национальным и религиозным общинам, реставрации и использовании по прямому назначению объектов ма­териального культурного наследия и иных этнокультурных и этноконфессиональных ценностей;

- создание условий для возрождения, сохранения и развития национальных культур, языков, образования и воспитания;

- обеспечение функционирования государственных языков Республики Татарстан;

- формирование этнического самосознания представителей проживающих в Татарстане народов на основе обеспечения условий для усвоения науч­но выверенной исторической и этнокультурной информации;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям проживающих в Татарстане и других народов;

- содействие духовному возрождению населения республики;

- создание необходимых материальных и организационных условий для овладения всеми гражданами родными и государственными языками Респуб­лики Татарстан;

-  постоянное совершенствование системы подготовки преподаватель­ских кадров, ведущих обучение на языках проживающих в республике наро­дов;

-  разработка, подготовка и содействие в распространении учебников, учебных пособий, словарей, художественной и иной литературы, необходимой для изучения языков представителей проживающих в Татарстане народов;

-  совершенствование научно-методических основ изучения языков пред­ставителей народов, проживающих в республике;

- воспитание общереспубликанского патриотизма как неотъемлемой части общероссийской идентичности;

-  создание, поддержка и развитие информационных программ в средст­вах массовой информации, осуществляющих деятельность на языках предста­вителей проживающих в Татарстане народов;

- информационная и научно-методическая поддержка средств массовой информации, осуществляющих информирование населения на татарском язы­ке за пределами Республики Татарстан;

-  создание телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях компактного проживания татар.

4) в области внешних связей и связей с соотечественниками:

-  участие - на уровне органов государственной власти, местного само­управления и неправительственных организаций - в разработке вопросов на­ционального и федеративного развития России;

-  участие (в соответствии с Договором о разграничении предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти Республики Татарстан) в разработке и реализации соглашений, а также нормативных правовых актов, отражаю­щих специфику Республики Татарстан в сфере этнического развития и меж­национальных отношений;

-  инициирование подготовки федеральных целевых программ социаль­но-экономического и культурного развития татарского народа;

-  взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;

- изучение и регулирование процессов миграции, решение проблем бежен­цев и вынужденных переселенцев;

- установление Республикой Татарстан постоянных культурных и эко­номических связей с теми странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, в которых имеются значительные группы сооте­чественников.

V. Механизмы реализации государственной национальной политики

Республики Татарстан

 

В условиях Республики Татарстан действенным инструментом осущест­вления государственной национальной политики является программно-целевой подход, позволяющий консолидировать усилия государственных структур и институтов гражданского общества, в той или иной мере занимающихся нацио­нальными вопросами, и создать единый механизм реализации государственной национальной политики.

Этот механизм включает в себя разнообразные виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности, а именно:

-  разработка на основе Концепции Программы реализации государствен­ной национальной политики Республики Татарстан;

- принятие решений по финансовому и материально-техническому обес­печению целевых программ, проектов, планов, детализирующих содержание национальной политики по её функциональным направлениям;

- распределение организационных и исполнительских функций между участниками осуществления государственной национальной политики;

- установление государственного контроля за исполнением законов, под­законных нормативных правовых актов, целевых программ, договоров, согла­шений, иных решений по национальным вопросам;

-  освещение в средствах массовой информации целей, задач и хода вы­полнения намеченных мероприятий, в том числе - отчётов ответственных ис­полнителей о проделанной работе перед органами государственной власти и общественностью республики;

- постоянный мониторинг и анализ межэтнической и межконфессиональ­ной ситуации в республике;

- оказание органами государственной власти и органами местного само­управления поддержки и принятие стимулирующих мер в отношении общест­венных объединений, организаций и граждан, участвующих в осуществлении государственной национальной политики;

- формирование банка данных по различным аспектам этнической спе­цифики общественной и культурной жизни в Республике Татарстан.