Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (Өстәмә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе «Балалар иҗат үзәге» Татарстан Республикасы Балык Бистәсе муниципаль районы
Визитная карточка
| Адрес: | 422650, РТ, п.г.т. Рыбная Слобода, пер. Больничный, д. 6 (Хастаханә тыкрыгы, 6 нчы йорт, Балык Бистәсе штп, Балык Бистәсе муниципаль районы, ТР, 422650) (сайт: https://vk.com/zdtrs) |
| Телефон: | +7(843)-612-23-82 |
| E-Mail: | zdt-rs@rambler.ru, zdt-rs@mail.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБУ ДО "ЦДТ" |
| Тип УДО: | Многопрофильные |
| Руководитель: | Иминова Райхана Габделбаровна |
| Год основания учреждения: | 1994 |
| У нас учатся: | 995 (95 в здании ЦДТ) |
| У нас учат: | 51 педагог |
Новости
Концепция патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан
Опубликовано: 08.01.2015|
Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от _________2014 № ______ |
|
|
Концепция
патриотического воспитания ДЕТЕЙ И молодежи Республики Татарстан
Концепция патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан (далее – Концепция) отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику и основных направлений деятельности в сфере патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан.
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных социальных институтов, общественных объединений по воспитанию патриотизма молодежи Республики Татарстан в современных условиях.
II. Правовые основы Концепции
Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О госу-дарственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1983-XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан», постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 73 «Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы» и иные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
III. Характеристика проблемы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие идеалы, принципы и мировоззрение, но и происходит становление личностных качеств молодого человека, в том числе и таких морально-психологических, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы – с общественными.
Ответственность за функционирование системы лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.
На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора: внутренний и внешний. Первый (внутренний) – связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только на социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и на духовной. Возникновение нового государ- ства – Российской Федерации сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодые погрузились в некий моральный вакуум. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной, перестали быть ориентирами современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к органам государственной власти и социальным институтам. В целом современное социально-психологическое состояние российского общества, а особенно его молодой генерации, может быть охарактеризовано понятием «фрустрация». Это – и социальная реадаптация многих молодых людей, и растущая неуверенность в завтрашнем дне, и обесценивание стимулов творческой деятельности и инновационных подходов. Однако формирование гражданина-патриота способно дать новый импульс духовному оздоровлению социума.
Внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском обществе. Зачастую такие процессы, размывая образ Родины в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формирование патриотизма.
Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства посредством внедрения инновационных технологий. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) могут выливаться в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными и, как следствие, создавать межэтническую напряженность. Зачастую смысл слова «патриотизм» и необходимость формирования патриотических чувств не находят понимания в общественном сознании россиян. Особенно эта проблема актуализируется в молодежной среде.
IV. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан
В настоящее время в Республике Татарстан сложилась система патриотического воспитания молодежи. В муниципальных районах созданы центры патриотического воспитания, клубы (объединения) патриотической направленности. В Казани действует Республиканский центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот», который призван объединить усилия органов государственной и муниципальной властей, всех заинтересованных ведомств и общественности в вопросах гражданско-патриотического воспитания. При призывной комиссии Республики Татарстан создан Координационный совет по патриотическому воспитанию, который разрабатывает стратегические вопросы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целе-направленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы;
создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечиваю-щей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению гражданского долга и служебных обязанностей;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи, в том числе внедрение кластерной системы по патриотическому воспитанию;
профилактика в молодежной среде межрасовой, межнациональной, межэтнической розни.
Принципами патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан являются:
системность;
адресность;
активность и наступательность.
Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур республики и объединение мер:
научно-теоретического обеспечения;
нормативно-правового обеспечения;
методико-педагогического обеспечения;
финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
информационного обеспечения;
кадрового обеспечения.
Субъектами патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан являются:
семья;
органы государственного и муниципального управления, местного самоуправ-ления;
образовательные учреждения всех уровней;
муниципальные и государственные учреждения культуры и молодежной политики;
научные, научно-методические учреждения;
некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения;
традиционные религиозные конфессии;
национально-культурные общественные объединения;
социальные службы;
трудовые коллективы, профсоюзы;
органы военного управления, военные комиссариаты;
воинские коллективы;
правоохранительные органы;
средства массовой информации;
иные учреждения и организации.
Субъектом патриотического воспитания молодежи может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики. При этом акцент делается на организацию патриотического воспитания семьей как основой воспитательного процесса в целом, молодежными и детскими общественными объединениями как ценной формой общественной активности и самовоспитания, образовательными организациями как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи.
Патриотические молодежные и детские общественные объединения являются действенным инструментом проведения молодежной политики, вовлечения молодежи в социальную деятельность.
Указанные объединения прививают молодежи интерес к выполнению воинского долга, к служению Родине через созидательный труд, добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, формируют опыт общественного самоуправления.
V. Основные направления патриотического воспитания
В патриотическом воспитании важно выделить основные направления работы, которые осуществляются через вовлечение молодого поколения в спорт, здоровый образ жизни, трудовую и общественную активность по интересам, службу в армии. Государству нужны здоровые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
В свете этих задач можно выделить пять основных направлений патриотического воспитания:
военно-патриотическое;
героико-патриотическое и историко-краеведческое;
гражданско-правовое;
национально-патриотическое и духовно-нравственное;
спортивно-патриотическое.
1. Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
Ориентировано на:
формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству;
готовность к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
изучение военной истории, воинских традиций.
Формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству включает в себя:
внесение в федеральные государственные образовательные стандарты общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных органи-заций среднего образования, образовательных организаций высшего образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания;
государственный заказ на продукцию, способствующую развитию военно-патриотического воспитания, издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные пособия для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;
создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;
разработку, производство, рекламу и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности.
Готовность к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации включает в себя:
разработку социальных проектов и инициатив, повышающих мотивацию граждан к военной службе;
установление и укрепление шефских связей с воинскими частями (кораблями);
разработку туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы;
организация взаимодействия субъектов военно-патриотического воспитания с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей) по вопросам морально-психологической подготовки юношей к военной службе, проведение «армейских недель» в воинских частях;
внедрение в учебный процесс (учебные сборы) современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры);
повышение качества подготовки по военно-учетным специальностям.
Изучение военной истории, воинских традиций включает в себя:
налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с воинскими частями, организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
изучение опыта формирования и развития традиций Российской армии;
использование возможностей военной истории для формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств, в том числе через привлечение молодежи к военно-исторической реконструкции, другим мероприятиям военно-исторической направленности;
правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии, истории их борьбы за свободу и независимость, что способствует повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой воинский долг.
2. Героико-патриотическое и историко-краеведческое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат отечественной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Ориентировано на:
пропаганду знаменательных героических и исторических дат отечественной истории;
изучение историко-культурных корней;
ориентацию молодежи на глубокое осознание героического прошлого, воспитание гордости за сопричастность к подвигам предков и их традициям;
формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Пропаганда знаменательных героических и исторических дат отечественной истории включает в себя:
дальнейшее развитие и совершенствование деятельности краеведческих музеев, музеев и комнат боевой и трудовой славы, расположенных в учреждениях и организациях;
организацию и проведение комплекса мероприятий по празднованию знаменательных героических и исторических дат истории России.
В изучение историко-культурных корней входят:
организация поисковой, исследовательской и культурно-просветительной работы молодежи по изучению историко-краеведческого наследия родного края;
создание системы краеведческих музеев в каждом муниципальном образовании.
Ориентацию молодежи на глубокое осознание героического прошлого, воспитание гордости за сопричастность к подвигам предков и их традициям обеспечивают:
целенаправленное выявление, систематизация и включение в содержание образования всех разновидностей героических традиций, присущих народам Татарстана и России;
осуществление информационной и пропагандистской деятельности в целях привлечения молодежи к участию в мероприятиях героико-патриотической направленности;
создание условий для повышения активности участия молодежи в мероприятиях, посвященных героическому прошлому России и Татарстана.
Формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае или республике, стране включает в себя:
изучение и пропаганду семейных обрядов, традиций, ремесел;
изучение родословных именитых родов, земляков;
составление летописей, хроник событий, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
организацию деятельности по составлению летописи своего рода, родословного дерева, родословных росписей;
проведение этнографических праздников, инсценированных и театрализо-ванных представлений.
3. Гражданско-правовое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Ориентировано на:
формирование правовой культуры и законопослушности;
привитие навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
воспитание уважения к государственной символике.
Формирование правовой культуры и законопослушности осуществляется через:
совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры детей и молодежи;
формирование у молодежи уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработку установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
оказание помощи семье в решении проблем гражданско-правового воспитания детей, организацию и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения.
Привитие навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве происходит через систематизацию деятельности органов власти и образовательных учреждений всех уровней по воспитанию правовой культуры, формированию понимания политических и правовых событий, формированию последовательной, твердой, аргументированной, активной гражданской позиции.
Воспитание уважения к государственной символике – это систематическая и целенаправленная работа органов государственного и муниципального управления по организации и проведению комплекса мероприятий по популяризации, разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации и Республики Татарстан, а также организация воспитательной деятельности с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и Республики Татарстан.
4. Национально-патриотическое и духовно-нравственное воспитание направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Ориентировано на:
сохранение национальной самобытности;
воспитание уважения к культуре и традициям других национальностей;
активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемствен-ности поколений;
формирование активной жизненной позиции;
проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Сохранение национальной самобытности основано на привитии базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, воспитании ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
Воспитание уважения к культуре и традициям других национальностей – это знакомство с культурно-историческими традициями народов, проживающих на территории России, принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, формирование толерантности, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемствен-ности поколений включает в себя формирование отношения к семье как основе российского общества, формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним, укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности гражданина поступать согласно своей совести.
Формирование активной жизненной позиции проявляется в способности к духовному развитию, в реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания, укреплении нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности гражданина поступать согласно своей совести, формировании патриотизма и гражданской солидар
К списку новостей










